Война для бедных?
Или Мобилизация – 2015 как способ борьбы с безработицей
Кажется, что этому не будет конца. И речь даже не о войне, хотя теперь уже все понимают, что ее никто не собирается заканчивать. Иллюзии быстрого разрешения конфликта давно исчерпаны. Они планомерно сметались каждой последующей волной мобилизации. Каждым новым всплеском боевой канонады. Каждым патологически неуклюжим месседжем политиков. Кому выгодно заканчивать эту войну?
Она – идеальный инструмент, который позволяет властвовать, не управляя, распоряжаться державными ресурсами вне общественного контроля, драть с народа три шкуры, не давая каких бы то ни было гарантий, принимать и внедрять абсурдные решения, прикрывая решения преступные. Словом, позволяет делать все то, что в мирное время могло привести, как минимум, к третьему майдану. И, кажется, именно этому не будет конца. Хотя в феврале 2014 украинцы думали, что самое плохое уже позади.
Присутствие отсутствия
Возьмем хотя бы один из недавних парламентских «здобутків» – решение признать Россию страной - агрессором. Собравшись в экстренном порядке, во вторник, 27 января, ВР вынесла судьбоносный вердикт, заявив на весь мир о том, что в Украине имеет место военная агрессия другого государства. Дескать, не путайте с гражданской войной, где можно самим разобраться! Лучше дайте нам всего и побольше, чтобы мы могли задавить сатрапа и избавить весь мир от угрозы.
Нет смысла анализировать юридические и политические последствия принятия данного документа. Как и тот факт, что мы до сих пор состоим с агрессором в коммерческих, дипломатических, кредитных, зависимо-энергетических и прочих неподобающих ситуации отношениях. Вопрос в другом – как угораздило парламентариев так оконфузиться перед всем миром? Ведь чего бы депутаты ни добивались своим искрометным заявлением, в итоге вышел грандиозный ляп. Поскольку, как выяснилось, никакой агрессии со стороны, собственно, российского государства на момент признания его агрессором не было.
Так, уже 29 января начальник Генштаба ВСУ, генерал-полковник Виктор Муженко, заявил о том, что украинская армия не воюет с регулярными частями вооруженных сил РФ. «Мы имеем только факты участия отдельных граждан РФ и военнослужащих российской армии, которые являются членами незаконных вооруженных формирований», – цитирует Муженко «5 канал».
При этом, по данным СНБО, на середину января на оккупированной части Донбасса в составе военных группировок численностью более 36 тыс. человек находилось 8,5 тыс. военнослужащих регулярных войск РФ. А на конец прошлого месяца постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев уже насчитал 12 тыс. российских военных на территории Украины. Он отметил, что ранее украинская делегация озвучила конкретные данные по 16 российским батальонам, находящимся в Украине, однако после этого цифры не уменьшились. «В прошлый раз в этом зале мы говорили о 9 тысячах российских военных в Украине, сегодня мы говорим уже о 12 тысячах, 235 танках, 720 БТР, 263 артиллерийских системах», – заявил Юрий Сергеев.
И тут, в конце концов, депутаты сочли необходимым расставить все точки над «і». Ну или почти все. А то как-то неудобно перед ООН получается. Им, значит, все уши прожужжали российским вторжением, а сами до сих пор не объявили ни военного положения, ни войны, ни даже о разрыве торговых и дипломатических отношений с РФ. Кто ж знал, что коварная Россия успеет войска в «невойска» переформатировать? В итоге, прицеливались, примерялись, пальнули… солью, да и то мимо! Никаких регулярных войск РФ в Украине, оказывается, нет, – есть отдельные наемники! Но это же, господа, как говорится, две большие разницы! Разве участие частных лиц, пусть и с российскими паспортами, в военных кампаниях может сделать государство, выдавшее эти паспорта, страной-агрессором? Так мы придем к абсурду! Ибо иностранных наемников хватало во всех войнах, терзавших человечество на протяжении многих тысяч лет. И, скажем, в средние века основным поставщиком «солдат удачи» была Швейцария, которую едва ли бы кому-то взбрело в голову называть агрессором.
«Фирменная стратегия»
Правда, по мнению министра обороны Степана Полторака, в данном случае речь не идет, собственно, о «солдатах удачи». В Украине имеет место глубоко законспирированная операция, когда российские военные воюют инкогнито. «После летней кампании, когда попадали в плен бойцы вооруженных сил РФ, после того, как мы захватывали технику, в которой были технические паспорта и документы, по которым можно было четко установить, какая это воинская часть, место расположения этой части, то теперь, как правило, военная техника и личный состав РФ, что заходит на территорию Украины, полностью обезличены», – пояснил министр.
Стало быть, украинские депутаты подождали, пока российские подразделения «мимикрируют» в банды наемников, и тогда уж рубанули с плеча по известному принципу «лучше поздно, чем никогда». Такова наша «фирменная стратегия»: телега всегда впереди лошади. Сначала объявляем четвертую (!) волну мобилизации, а потом режим повышенной готовности и ЧС на Донбассе. Сначала отправляем людей воевать, а потом решаем – кто враг и агрессор. Сначала ставим план набрать стотысячную армию, а потом ищем, чем ее накормить и вооружить. Сначала собственноручно приносим экономику в жертву войне, а потом начинаем реформы ради кредитов. Сначала суем голову в петлю, а потом… надеемся, что это «потом» настанет.
«Не хочу в армію…»?
«У нас достаточно сил и средств для того, чтобы даже нанести окончательное поражение незаконным вооруженным формированиям», – заявило намедни руководство Генштаба, не иначе как намекая на новый, успешный виток мобилизации.
На сегодняшний день, по официальной информации, мобилизовано уже 46 тыс. человек. (По плану в январе – апреле необходимо мобилизовать свыше 60 тыс.) При этом, оповещены о призыве 78 тыс. военнообязанных. Судя по этим цифрам, далеко не все украинцы сразу ринулись в военкоматы. Другими словами, от мобилизации бегали, бегают и будут бегать. Особенно, это касается отдельных регионов Западной Украины, где мужская половина сел в это опасное для страны время массово выехала на заработки за рубеж. По словам начальника мобилизационного управления ГУ ГШ Олега Бойко, иногда люди выезжают за границу целыми селами.
Видимо, в связи с этим массовым исходом, президент Порошенко позаботился о том, чтобы подписанный им Указ о мобилизации – 2015 не продинамили. Он поручил Кабмину «упорядочить» выезд военнообязанных граждан из страны. В частности, министр обороны так пояснил официальную позицию: «Вы же понимаете, что того количества солдат, которое есть, не хватает для защиты Родины в этих условиях. Потому всем выезжающим за рубеж настоятельно рекомендовано получать разрешение».
Количество отказников подсчитают уже весной – после завершения данного этапа мобилизации. Всех уклонистов и беглецов занесут в единую базу данных. Как и погибших солдат АТО, для которых создадут свой особый реестр. Первым обещают реальные сроки и камеры, семьям погибших – помощь в приобретении жилья.
Война войной, а обед по расписанию
Возвращаясь к вопросу «антимобилизационной миграции» патриотов с Западной Украины, очевидно, что эту тему власть, по понятным причинам, хочет замять. Во-первых, дабы не вскармливать вражду между Востоком и Западом, во-вторых, во избежание дурного примера. Тем более, что добровольцев с Галичины в зоне АТО хватает, а отказников и на Востоке немало.
Между тем, примечательна сама тенденция: как заявляют представители военкоматов, проводящих мобилизацию в западных областях, там желающих воевать практически не осталось. Многие потенциальные призывники предусмотрительно подались на заработки в соседние страны. Конечно, кушать хочется всем. И всем нужно кормить семьи. Это понятно. Только разница в том, что жители Юго-Востока, которым тоже хочется и тоже нужно, массово лишаются работы и не имеют возможности тихонько мигрировать, как, например, жители Закарпатья, где 70% призванных уехали на заработки.
К примеру, во время прошлогодней кампании на Львовщине удавалось вручить только одну повестку из двадцати. В Ивано-Франковской области в военкомат не прибыли 57% оповещенных военнообязанных, а 37% – вообще покинули территорию Украины. «За последние 30 суток государственную границу в Черновицкой области пересекло 17% от общего числа военнообязанных области. Из неофициальных источников известно, что хостелы и мотели в приграничной области соседней Румынии полностью заполнены уклоняющимися от призыва», — сообщил советник президента Юрий Бирюков.
Дошло и до открытого бунта: на Волыни жители нескольких сел Шацкого района заблокировали автомобили представителей военкомата, милиционеров и чиновников, заставив их уничтожить повестки. А главы 14 сельсоветов Ивано-Франковщины попросту отказались получать «приглашения» из военкоматов. Чисто по-человечески нежелание галичан быть пушечным мясом в кровавых играх власти понятно. Но почему, пока одних мобилизуют на фронт, другие «мобилизуются» заграницу?
Армия безработных
Тем временем, безработные на Востоке, отчаявшись трудоустроиться и не зная, как выжить в тяжелых экономических условиях, имеют, пожалуй, единственную перспективу – «идти работать в АТО». И хотя антивоенные настроения в обществе растут, голод, как известно, не тетка. А власть обещает повышенные, стабильные выплаты и даже премии за уничтоженную технику противника. И клянется исправить ошибки прошлых «сезонов» в части материального и технического обеспечения. В ситуации, когда человеку нечего терять, он может решиться стать полунаемником в армии собственного государства. Почему «полу»? Хотя бы потому, что часть довольствия будут компенсировать патриотическими идеями. Похоже, на таких отчаявшихся людей теперь и расчет.
По крайней мере, как предположил секретарь СНБО Александр Турчинов, армия пополнится за счет безработных. «В первую очередь, мы должны отдавать приоритет для патриотически настроенных граждан, которые добровольно готовы защищать свою страну. Далее мы должны приглашать в ряды Вооруженных сил, других воинских формирований, тех граждан, которые имеют спецподготовку. И Минсоцполитики вносит предложение о готовности к призыву тех граждан, которые стоят на учете в Минсоцполитики», — заявил он.
Браво! Создали «армию» безработных, теперь мобилизуем ее и отправим на фронт. Тем более, что количество добровольцев из числа патриотов уже не так велико, как прежде. В четвертой волне мобилизации только 6% призванных пришли по собственному желанию (около 2,5 тыс. человек). В ходе первой волны в 2014 году их было 20%, второй и третьей – до 10%.
И вот еще что – помните, как украинцы боролись за социальную справедливость на Майдане, как протестовали против власти олигархов и прежнего «рабовладельческого» режима? Прошел год, и мы рискуем выйти на новый уровень мега-неравенства. Как стало известно, депутаты намерены предложить обеспеченным украинцам откупаться от службы на законных основаниях. По слухам, парламентский комитет по нацбезопасности и обороне рассматривает возможность измерить конституционную обязанность в денежном эквиваленте.
«Это конституционная обязанность граждан — защищать свое государство. Две тысячи долларов — достаточно смешная сумма, не соответствует действительности, — заявил депутат от «Народного фронта», бывший комбат Андрей Тетерук . — С господином Березой хотим предложить свою цифру, но это будет годовое или пятилетнее финансовое обеспечение контрактника, а не 2000 долларов (такую официальную «откупную» ранее предлагал брать Семен Семенченко). Это должна быть достаточно существенная сумма, которая позволит людям, которые действительно зарабатывают деньги, откупиться. И это должно быть… урегулированной в законодательном поле процедурой».
Очевидно, если «процедуру урегулируют», дети олигархов и политиков, судей и депутатов служить не будут. Это война для бедных...
Автор - Елена Филимонова
Коментарі
Стрічка RSS коментарів цього запису