Жизнь или кошелёк?
На самом деле война – не помеха реформам: израильский опыт для Украины
Мало кто знает, что 30 лет назад экономика и госфинансы Израиля были в таком же состоянии, как сейчас в Украине. Сегодня эта перманентно воюющая страна отличается высоким уровнем жизни населения и комфортными условиями ведения бизнеса. Несмотря на многолетний, изматывающий конфликт, Израиль – одна из самых развитых стран мира.
Каков рецепт израильского чуда?
Война в Донбассе – плохое оправдание для отсутствия реформ. Более того, реформы являются необходимым условием победы Украины в этой войне. И уж точно в проведении реформ в таких условиях нет ничего необычного или невозможного. Опыт Израиля все это подтверждает.
Сейчас Израиль - одна из самых развитых стран мира. Несмотря на перманентный военный конфликт, в котором участвует страна, израильтяне наслаждаются высоким качеством жизни и комфортными условиями для ведения бизнеса.
Однако мало кто помнит, что в конце 1970-х - начале 1980-х годов Израиль был очень похож на сегодняшнюю Украину: война, страшная инфляция, двузначный дефицит бюджета, госдолг, превышающий 200% ВВП, мизерные золотовалютные резервы, угроза дефолта, "карманный" Нацбанк, коррупция, раздутый государственный аппарат, ненадежная поддержка со стороны США... Согласитесь, много общего.
До 1977 года в политике Израиля доминировали левоцентристы, но их неспособность установить мир и стабилизировать экономику стоила им победы на выборах. Правоцентристам, несмотря на огромные ожидания, за два срока у власти не удалось развернуть ситуацию. В результате на выборах 1984-го голоса разделились почти поровну. Тогда было решено, что первые два года премьером будет левоцентрист Шимон Перес, а следующие два - правоцентрист Ицхак Шамир.
Заняв пост, Шимон Перес, как и положено представителю левоцентристской партии, отказался существенно сокращать государственные расходы, надеясь решить проблемы дефицита бюджета и инфляции с помощью мягких методов и поддержки США. При отсутствии политической воли у премьер-министра надеяться, что министры смогут вытащить страну из кризиса, все равно что мечтать о несбыточном. На практике каждый из них пытался всеми силами защитить бюджет своего министерства.
Между тем ситуация в стране становилась катастрофической. И через девять месяцев у власти Шимон Перес начал решительные действия. Вместе с министром финансов Ицхаком Модаи они собрали немногочисленную команду экономистов, в которую вошли как чиновники, так и независимые эксперты, и начали разрабатывать стабилизационный план.
План был готов через три недели (в него также вошли многие предварительно наработанные, но ранее оставленные без внимания идеи). Особый вклад в создание плана внесли министр финансов Ицхак Модаи и Майкл Бруно. Перес почти сутки спорил с членами правительства, и в конечном итоге ему удалось протолкнуть его через Кабинет министров, хотя министры сопротивлялись руками и ногами.
Ицхак Модаи, которому тогда было 59 лет, был известен как человек блестящего ума, но авторитарного характера. До того как стать министром финансов в 1984 году, он уже возглавлял четыре разных министерства. Модаи - выпускник Лондонской школы экономики, где он изучал право и экономику.
Майкл Бруно - 53-летний ученый-экономист Еврейского университета в Иерусалиме (известный вуз Израиля). Он защитил докторскую диссертацию об экономике Израиля в Стэнфордском университете под руководством нобелевского лауреата Кеннета Эрроу.
Израильский стабилизационный план 1985-го включал ряд жестких фискальных и монетарных мер, скоординированных между собой.
С фискальной стороны главной целью плана было сокращение дефицита бюджета, что должно было остановить рост госдолга и расходов на его обслуживание. Израилю это удалось: бюджет на 1985 год был почти сбалансированным. И это притом что в предыдущие годы дефицит выражался двузначным числом. Были одновременно повышены налоги и сокращены расходы. Главным источником экономии средств стали субсидии предприятиям.
Также провели массовое сокращение государственных служащих, чиновников органов местного самоуправления и различных бюджетников. Учитывая выходные выплаты, сокращения не сильно влияли на размер дефицита в текущем году. Однако эти шаги продемонстрировали израильтянам и всему миру готовность правительства к реформам и переменам.
Авторы Израильского стабилизационного плана очень опасались, что успехи окажутся недолговременными. Дело в том, что и государственные органы, которым урезали бюджеты, и предприятия, у которых забрали субсидии, очень активно лоббировали свои интересы. К счастью, израильское правительство выстояло против их атак.
Строгое соблюдение плана позволило за считаные месяцы стабилизировать ситуацию в стране и создать условия для дальнейшего проведения рыночных трансформаций, которые и превратили Израиль в то, чем он есть сейчас.
Автор - Юлия Шибалкина, экономист Case Украина и инициативы Цена Государства
Источник - ЛIГАБiзнесIнформ