Затянувшийся пубертат
Или Почему злейшими врагами украинцев оказываются сами украинцы?
Еще пару лет назад самые горячие политические споры между украинцами заканчивались, в худшем случае, взаимными оскорблениями. Сегодня, проявляя обыкновенное инакомыслие, вы рискуете быть забаненным и изгнанным с ресурса: или за «антиукраинскую пропаганду», или за «фашистские высказывания». И это только в виртуальном мире интернета!
В реальности же на вас запросто настучат в СБУ, где на вас с радостью заведут уголовное дело по статьям «содействие терроризму» и «измена родине». А вот желающие высказать своё политическое несогласие публично и коллективно рискуют при этом очень близко познакомиться с суровыми крепкими мужчинами в военной форме в закрывающих лица масках. И не важно, какие шевроны будут у них на плечах – все они бьют одинаково крепко.
Но и это не самое страшное, если вспомнить о том, что многие наши сограждане, вчера увлеченно спорившие на тему истории государственного языка, сегодня из-за этого с яростью мочат друг друга из пулеметов, гаубиц и ракетных установок…
Компромисс не для нас?
Гражданская война - это всегда печально, однако нынешняя – особенно, в силу какой-то своей бессмысленности. Вот если взять, к примеру, события столетней давности, то тогда бывшие сограждане единой страны убивали своих противников не потому, что те были красные или белые. Нет, в основе того конфликта лежали реальные интересы людей: земельный вопрос, социально-экономические реформы, реформа системы власти и т.д. Как минимум, взаимная неприязнь возникала тогда, когда городские рабочие пытались произвести продразверстку, а крестьяне на селе не хотели отдавать задарма свой хлеб.
Что происходит сейчас? Люди тянутся к автоматам, с ненавистью восклицая «а, так ты ватник!» или «а, так ты правосек!». Но что они вкладывают в эти слова, в эти свои обвинения? Разве «ватники» и «правосеки» делят между собою какое-то имущество, сражаются за землю и фабрики или за модель социальной политики? Нет! Они даже не делят между собой власть, потому что власть как принадлежала олигархам, проходимцам и коррумпированным чиновникам, так и принадлежит. Они не дерутся за власть – это власти сталкивают их лбами.
По сути, конфликт возник из ничего, как сказал бы Дюма, стороны не сошлись во мнениях относительно одного места из блаженного Августина. Одни считают Бандеру героем, другие преступником; одни мечтают интегрироваться в Евросоюз, другие в «русский мир». Но разве это повод для братоубийства? Ведь это же нелепая война между «тупоконечниками» и «остроконечниками»!
Пожалуй, единственный реальный камень преткновения между сторонами - это языковый вопрос, потому что он действительно касается всех. Вот только непонятно, почему его нельзя было давно разрешить политическим путем. Впрочем, а давайте вспомним, что это уже пытались сделать, приняв европейскую Хартию о языках – даже не компромисс, а лишь крохотную уступку русскоязычным. Что из этого вышло? Уже в первые дни после Евромайдана националисты начали требовать денонсации Хартии и начала процесса поголовной украинизации, что только подлило масла в огонь.
Компромисс, похоже, не для нас – ни для украинцев, ни для русских. Белорусы, прижатые тяжелой рукой «бацьки», пока что законопослушно молчат, но кто знает, на какие глупости окажутся способны и они, когда к ним придет «свобода»!
И ведь война идет не только на фронте, конфликт идет и в глубоком тылу, по всей Украине. Поразительно как люди, еще недавно с негодованием осуждавшие сталинские репрессии, теперь с увлечением принимают участие в сегодняшней охоте на ведьм, выявляя и донося на «террористов» или «фашистов». Причем делают это со злорадством, с чувством глубокого удовлетворения в своей правоте и патриотизме. Наверное, с таким же чувством в 37-м их прабабушки доносили на «троцкистов».
Теория «поджигателей»
Собственно говоря, проблема наших междоусобных конфликтов гораздо шире украинского кризиса, это проблема всех восточных славян, и существует она испокон веков. Они веками вызывали еще большие бедствия. В своё время русские князья (вместе со своими дружинами и холопами) так активно грызлись за престолы, что «прозевали» монголо-татарское нашествие, которое наложило глубочайший отпечаток на нашу историю. А потом украинские гетманы и полковники полвека дрались между собой за клейноды, ввергнув Украину в Руину и лишив её автономии. Интересно, к чему приведет нынешний украинский конфликт?
Конечно, нет на свете народа, который когда-то не разделился сам в себе. Но беда в том, что большинство уже давно пережили стадию подростковой агрессивности и стали умудренными опытом взрослыми – и только восточные славяне, а также арабы и африканские племена продолжают выяснять между собой, кто из них выше на стенку мочится.
Вот почему Франция и Германия, которые дважды устраивали между собой мировые войны (не считая бесчисленных предыдущих), сегодня ладят гораздо лучше, чем «братские» Россия и Украина.
Некоторые пытаются найти этому оправдания: мол, нас специально кто-то ссорит! В разное время на роль этих коварных врагов славянского народа предлагали: католиков, немцев, евреев, снова немцев, американцев, снова евреев. Конечно, возникал ответный вопрос: почему же данные персонажи не смогли проделать то же самое с европейскими народами? На что сторонники теории заговора козыряют своей любимой гипотезой об ополчении мировых сил зла против «русского мира».
Сегодня даже западно-ориентированные украинцы тоже верят в подобные теории, только в качестве поджигателя украинского конфликта они видят не Обаму и Нуланд, а Путина и Медведева. Никто не хочет признавать, что украинцы прекрасно умеют ссориться между собой и без всякого влияния из Кремля или Белого Дома. Хотя для этого достаточно посмотреть, как ведут себя украинские водители после ДТП: маты, оскорбления, угрозы, драки. А ведь могли бы мирно вызвать ГАИ, и та бы разобралась, кто из них «холоп»…
Корень зла
И всё же ненависть и агрессия, исходящие от людей, – это лишь следствие их неумения или нежелания строить с окружающими нормальные отношения. Впрочем, представление о нормальности у них бывает весьма специфическим. У нас ведь извиниться перед тем, кому наступил на ногу, считается признаком слабости. А вот зарядить ему в морду, чтобы не возмущался, – это круто! Сразу чувствуешь себя первым парнем на районе.
Подобные представления о «жизни» распространяются на весь наш быт. Вспомним, к примеру, классического советского продавца: хамовитую тетку в белом колпаке, небрежно швыряющую покупателям завернутую в бумагу колбасу. Мы почему-то ошибочно считали, что это порождение советской социалистической экономики, и сильно ошибались. Нет, это было порождением нашего восточнославянского менталитета, кристально чистой выдержки, без всякого тлетворного влияния извне.
Мы мечтали, что с переходом на рельсы «рыночной экономики» магазины наполнятся изобилием качественных товаров, а продавцы станут вежливыми и услужливыми, как в голливудских фильмах. И первоначально так и было: и товаров к нам с Запада навезли, и набранные молоденькие кассирши старались быть доброжелательными. Но надолго нас не хватило, и уже с начала нового века мы перестали копировать Запад. Продавцы вновь стали раздражительными и улыбались лишь тогда, когда хотели «развести лоха». А отечественный производитель, похоже, решил объявить отечественному покупателю химическую войну.
Впрочем, страдал не только отечественный покупатель. Так, например, во время правления Ющенко произошел примечательный международный скандал: украинская сторона, покупавшая у Туркмении газ в обмен на промышленные товары, поставила туда партию старых тепловозов (снятых с украинской ЖД) и заплесневевших на складах шмоток. Туркменбаши Первый тогда сильно обиделся, что его хотели обмануть на таком высоком уровне!
Уже почти весь мир узнал специфику нашего бизнеса: производить качественно и цивилизованно торговать невыгодно, лучше наваривать на перепродажах и бюджетных подрядах, отстегивая откаты чиновникам и откупные бандитам. Причем, даже если в стране происходит революция, суть этого бизнеса не меняется – меняются лишь действующие лица. И вы полагаете, что этому славяне научились у европейцев или американцев?
В конечном итоге такие же «ценности» стали и основой отечественной политики, воплощающей в себе всё: от драк не разминувшихся в проходе боровов-депутатов до многомиллиардных афер. Такая политика уже сама по себе вызывает раздражение масс, а если это народ, который скор на гнев…
Однако почему-то свой гнев наш народ вымещает не на политиках, а на своих ближних, выискивая среди них виноватых в том, что не за тех голосовали, не те программы поддерживали и не в те идеалы верили. «Не такой, как мы» в славянском мире почти приговор, в сегодняшней Украине это повод объявить человека врагом. Да что там человека, целые регионы с многомиллионным населением объявляют вражескими!
Причем больше всего поражает тенденция политических ссор между родственниками, доходящих до мордобоя и отречения. Ведь уму непостижимо, как можно отвернуться от отца, выгнать брата и проклясть племянника только за то, что они поддерживали Евромайдан или сепаратистов! Да, у них иное мнение, но это мнение о политике, которую нельзя ставить выше семьи и родной крови. Увы, некоторые украинцы так уже не считают…
Автор - Виктор Дяченко
Источник - From-UA