Война всех против всех
Паны дерутся, договариваются и…снова дерутся?
Коломойский поступил мудро. Насколько это вообще возможно, учитывая его натуру бескомпромиссного дельца, привыкшего добиваться своего и идти напролом. Он отказался от поста губернатора Днепропетровской области, освободив пространство для маневра. Проиграл, но не потерпел поражение. Его на время удалили с поля, но он остался в игре…
Все закончилось тихо, гладко, без эксцессов. Но закончилось ли? Противостояние Порошенко – Коломойский, обнажившееся в ходе конфликта вокруг «Укрнафты», перешло в невидимую плоскость, словно акулий плавник опасно блеснувший на поверхности и скрывшийся в темной пучине. Где-то он покажется снова?
«Беня, иди с миром…»
В пиковый момент конфронтации возникло опасение, что ценой передела сфер влияния на нефтяном рынке Украины станет новая война, на этот раз среди олигархата, которая окончательно доконает украинскую государственность.
Страну развалят самые главные патриоты: глава государства и Днепропетровской области как одного из ключевых форпостов на пути сепаратизма. Паникеры уже предвидели провозглашение очередной «народной республики», но нет, все обошлось – побушевали, помахали шашками сгоряча и будет. Настал переломный момент.
Возможно, пыл взбунтовавшегося «нефтяного короля» и его приближенных остудил тот факт, что в команде высшей власти не случилось ни малейшего раздрая. На стороне президента выступили главы МВД, СБУ, ГПУ, «подписался» против Бени даже ранее лояльный Сеня, и когда все они разом ополчились против Коломойского, тот понял, что баланс сил изменился и разговор будет коротким. Надо договариваться. Никто не захотел еще сильнее раскачивать лодку…
«Если кто-то, кто стоит за кулисами, становится слишком сильным, другие объединяются для того, чтобы подрезать ему крылья», — метко сказал нардеп Григорий Немыря. Думается, немаловажную роль во всем этом сыграли и международные «подрезатели», которые, как известно, дружно вмешались в разборки президента и губернатора, резко осадив накал страстей. Никто и не подозревал, что сладкоречивые западные политики, так долго жевавшие дипломатическую жвачку в конфликте Украины с Россией, на этот раз проявят такую удивительную решительность и категоричность.
Между тем, что бы ни стояло за олигархической междоусобицей, – битва за место у кормушки, стремление отвоевать бюджетные ресурсы у частного капитала или давление западных кредиторов, сторонам конфликта, очевидно, быстро указали на их место. Все произошло стремительно: ночное рандеву в президентских кулуарах, отставка, «прощальное вече», благодарность «команде патриотов за проделанную работу», далекая, безопасная Женева, где можно спокойно обдумать, что дальше.
Наследили. Кто убирать будет?
Впрочем, и без влияния зарубежных «кураторов», ситуация развивалась явно не в пользу Коломойского. Он, хоть и боец, но не камикадзе. А очень скоро стало понятно, что его ближайшее окружение плотно посадили на крючок. Всплыло убийство сотрудника СБУ под Волновахой в очень грязном деле о контрабандных поставках на территорию сепаратистов. Вскрылись и другие инциденты: в частности, похищение главы юрдепартамента Днепропетровского горсовета Александра Величко, которого якобы схватили по приказу тогдашнего заместителя губернатора Днепропетровской области Геннадия Корбана.
Таким образом, Беня и его люди оказались под прицелом спецслужб и рано или поздно в их двери бы постучали. А потому отставка была единственным разумным способом отступить, но не сдаться. Сам экс-губернатор свое увольнение прокомментировал так (в интервью газете The Washington Post): «Следующим шагом было бы обвинение в сепаратизме… Я принял это решение, чтобы успокоить ситуацию, которая зашла слишком далеко». В свою очередь, Порошенко назвал отставку Коломойского не конфликтом внутри власти, а «деолигархизацией страны».
Однако, как теперь быть с громкими обвинениями, прозвучавшими в адрес команды Коломойского? Их слышала вся страна. И вся страна теперь ждет результатов расследования, даже если оно было лишь бутафорским оружием олигархических распрей.
«…И мы четко понимаем, что и преступная группировка, которая действовала в Донецкой и Днепропетровской областях, и бандиты, которые применяли оружие против правоохранителей, и бандиты, которые похищали людей, – это единая организованная преступная группировка, это единая банда, и именно она обращается, а иногда и получает поддержку и, мы подозреваем, финансирование от высокопоставленных сотрудников ДнепрОГА», – заявил глава СБУ Валентин Наливайченко.
Ну и…? Господа-олигархи по-тихому договорились за президентским столом, и претензий больше нет? Президент принял отставку опального губернатора, и все свободны? И какова участь так называемых «карманных армий», которые вознамерился разоружить глава МВД Арсен Аваков?
А ведь в бойне вокруг энергетических компаний максимально четко проступил новый «тренд» отечественной милитаризации. Вся страна увидела, что большой бизнес имеет собственные «вооруженные силы», готовые встать на защиту его интересов. Всевозможные «добровольческие батальоны», частные охранные структуры и прочие нелегальные формирования становятся опасным противовесом силовых органов. Страну заполонило оружие и вседозволенность. Но до войн с Коломойским это власть особо не беспокоило. Да и будет ли беспокоить теперь после ухода строптивого миллиардера в тень?
Возможен реванш?
Между тем, отставка Игоря Коломойского с губернаторского поста, отмечает издание «Сегодня», не означает разрешения конфликта между ним и властью за контроль над нефтяными компаниями. Если выражаться турнирными таблицами, президент – губернатор – 1:0. А вот счет «олигарх – олигарх» пока неизвестен. По слухам, глава государства и его окружение советовали владельцу группы «Приват» оставить госпредприятия. Он не согласился. Сошлись на мнении, что ситуацию на время заморозят…
А, стало быть, грядет новая битва. Учитывая крокодилью хватку Коломойского, который «своего» просто так не отдаст и не привык сдаваться без боя, он, с большой вероятностью, будет готов к реваншу и новому витку противостояния. К тому же, как крупный акционер, он сохранит рычаги влияния на «Укрнафту», так что, быстро поменять менеджмент компании, как рассчитывает власть, наверняка, не получится. Также отставной губернатор сможет по-прежнему контролировать Днепропетровскую область. Неформально, но не менее эффективно. И не только Днепропетровскую. У Бени повсюду свои люди.
Как бы там ни было, яростные разборки губернатора и президента показали всему миру нутро украинской власти, ее монументальную клановость и пещерность, когда один олигарх сначала бросает вызов другому, а потом уже вспоминает о вертикали и субординации.
Кстати, еще один любопытный нюанс: помнится, незадолго до скандала с госкомпаниями, которые на протяжении многих лет были бизнес-вотчиной Коломойского, он полез на рожон с «приватизационными откровениями». Желание «честного миллиардера» раскуркулить других олигархов, лишив их незаконно присвоенных предприятий, вполне могло ускорить его отторжение властью. И вот, итог. Как теперь Игорь Валерьевич будет сотрудничать со следствием из далекой Швейцарии? Это пока он был губернатором, его могли пригласить для дачи показаний в любую минуту. Теперь же нет свидетеля – нет проблем.
«Состоялся очередной олигархический договорняк. Президент-олигарх договорился с губернатором-олигархом. То есть качество политики принципиально не изменилось, все остается за кулисами, – считает политический аналитик Андрей Золотарев. – Что будет дальше? А дальше вырисовывается известный украинский сценарий под названием «война всех против всех»…
Шоу продолжается
В пользу «олигархического договорняка» говорит и тот факт, что как только Коломойский ушел в отставку, на высшем уровне тут же разразился громкий скандал с руководством ГСЧС. Первых лиц службы обвиняют в создании коррупционных схем, вымогательстве и растрате бюджетных средств в особо крупных размерах. Причем, арест главы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского и его первого заместителя Василия Стоецкого происходит мегапублично – прямо на заседании правительства.
Несмотря на то, что глава МВД назвал шоу с наручниками в Кабмине «не спектаклем для премьер-министра, а прививкой от коррупции», в не постановочный характер задержания верится с трудом. К чему столько пафоса, ведь коррупционеров, наверняка, можно было взять с поличным и без бравурной шумихи? Хотя, быть может, все дело именно в огласке. И серия образцово – показательных разоблачений призвана всего лишь отвлечь внимание общественности и сгладить последствия другого скандала? А заодно добавить власти фанфар…
Эксперты тут же разделились во мнениях: одни стали утверждать, что публичный арест – это ход конем, последнее предупреждение коррупционерам, дескать, «когда силовики зашли на заседание Кабмина напряглись не только представители ГСЧС». Другие заявляли, что это фарс и очередные разборки во власти.
Конечно, масштабы преступного промысла «коррупционного синдиката» из ГСЧС не идут ни в какое сравнение с размахом манипуляций Коломойского, вовсю пользовавшего государственную нефтяную жилу, даже будучи в кресле губернатора, но, как говорится, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Одного отпустили с миром, а других арестовали прямо перед всем Кабмином. Так что, кому – Швейцария, а кому – наручники и камера. Это говорит о том, что, несмотря на «непримиримую борьбу с коррупцией» в Украине, общих правил для всех в государстве как не было, так и нет.
Автор - Елена Филимонова