Сто дней «войны и мира»
Пока на Востоке бьют боевыми, в Центре всё больше палят вхолостую?
«Братья навек – русские, украинцы! » скандировали участники «марша мира», прошедшего в Москве в минувшее воскресенье. Над многотысячными людскими потоками развивались жёлто-голубые флаги и курсировали полицейские вертолеты. Масштабное антивоенное шествие в России состоялось на фоне неутихающей канонады украинского «меморандумного перемирия».
Как Украина отметила Международный День мира, о чем договорились на очередной встрече в Минске, удалось ли нам приблизиться к концу войны после новых договоренностей, какие обещания пятого украинского президента стали реальностью в первые сто дней его каденции, а какие так и остались «обицянками» – в нашем обзоре.
Досчитали до ста
Начнем, пожалуй, с президента, отметившего в эти суровые дни свой первый микро-юбилей. Вспомним, главные обещания Петра Порошенко, данные в ходе предвыборной кампании и инаугурации. Помнится, 7 июня, новый Гарант обещал народу завершить АТО за считанные дни. Именно этого, в первую очередь, ожидали избиратели, когда шли на внеочередные президентские выборы 25 мая. Люди голосовали за мир, за порядок, за единое государство. Оправдались ли их ожидания? Увы, счет, как видим, затянулся.
По словам историков, первые сто дней пребывания в новой должности во многом показательны. Конечно, ни один из Гарантов Украины не стартовал в столь бедственных и сложных условиях. Пятый украинский президент столкнулся с тем, чего явно не ожидал. Отвечая на вопрос журналистов о том, насколько тяжела нынче президентская ноша, Порошенко сказал: «Легко ли мне работается? Думаю, мне никто не завидует…».
И все же, факт остается фактом: в первые сто дней управления государством миротворца из Порошенко не получилось. Ни одна из трех попыток перемирия не была эффективной. Мирный план президента, заявленный еще в июне, пока так и остался в планах. АТО за это время переросла в полноценную войну, неконтролируемый процесс выхолащивания стратегически важных индустриальных регионов.
Последние месяцы принесли многомиллиардные разрушения и многотысячные жертвы. Огромное количество семей лишились домов, кочуя по приютам для беженцев. Крупнейшие центры бывшего «промышленного кулака» теперь лежат в руинах. Сегодня конфликт на Донбассе фактически заморожен. Вопреки неоднократным минским договоренностям, говорить о реальном перемирии пока рано. Огневые удары не прекращаются, человеческие потери растут, не снята угроза новых наступательных операций на украинские города.
Итак, несмотря на все усилия и довольно активную внешнюю политику, Порошенко пока не справился с задачей восстановления мира на украинской земле. Но зато ему открыты двери международных резиденций, куда он неустанно наносит визиты, не теряя надежды заручиться широкомасштабной поддержкой мировых «акул демократии». Надо отдать должное нашему президенту, говоря на английском, он находит общий язык практически со всеми… И хотя многие его соотечественники рассчитывали на больший КПД от международного сотрудничества, все же нельзя сказать, что западному миру на нас плевать с высокой колокольни. Совсем и не с высокой! Деньги же дают! И гуманитарную помощь! И преференции для украинских товаров продлили! Правда, санкции против РФ пока не греют, но чихвостят агрессора регулярно!
Половинчатость Порошенко
Главным достижением Петра Алексеевича во внешней политике стало, конечно, подписание и совместная ратификация экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС. Триумф подпортил лишь тот нюанс, что вступление в силу торговых положений при такой экономической ситуации в Украине оказалось невозможным. Поэтому создание «углубленной и всеобъемлющей» зоны свободной торговли с Евросоюзом отложено до конца 2015 года.
Порошенко распустил парламент. Это знаковое событие внутренней политики дало старт для новой предвыборной гонки. Трендами избирательной кампании «осень – 2014» стали война и мир. Ключевые позиции в списках партий, идущих в Раду, заняли наиболее яркие представители АТО и Майдана. За их героическими спинами спрятались ряды «колобков», ушедших от люстрации политиков, которые стремятся не потерять обогретые места. Но эти «частности» – не президентское дело. Обещал президент перезагрузку Рады? Получите! Правда, качественно новых выборов, увы, не будет. С открытыми списками и прочими «покращеннями» так и не сложилось.
Новый парламент будет сформирован по старой схеме и с участием старых персонажей. Так что, засчитать или не засчитать такой «здобуток» Петру Алексеевичу, решайте сами. Зато господин президент успел обзавестись собственной «сборной», которая теперь идет в ВР. Избирательный список Блока Порошенко удалось утвердить как раз в первые сто дней.
Что касается «гарантированной» люстрации, то тут глава государства тоже в стодневку не уложился. А тому люстрационному закону, что был принят после (16 сентября), прочат роль «пугала для чиновников». Дескать, с таким количеством пробелов и недоработок создать действенный механизм очистки власти все равно, что отстроить раскуроченный Донбасс за ночь.
Об экономических достижениях Порошенко мы, пожалуй, промолчим. Почтим минутой молчания разваленную вконец национальную экономику. Конечно, сто дней – срок недостаточный, чтобы что-то построить, но вполне достаточный, чтобы разрушить. И с заявленными реформами у Петра Алексеевича как-то не задалось. Обещанные административные преобразования регионы так и не увидели, как и реформирования правоохранительной системы. А газовый вопрос вырос из лекала бизнеса, став инструментом энергетической войны, приход которой мы в полной мере ощутим с наступлением холодов.
По большому счету, фундаментальных неудач у Порошенко в его первые сто дней хватает, а вот от достижений, напротив, веет незавершенностью, абстрактностью, иллюзорностью. Вроде оно и есть, гипотетически, а «пощупать» нечего. И даже предвыборного обещания продать свой бизнес бывший шоколадный магнат пока не выполнил.
Меморандум подписан
После полумесячного ожидания режима прекращения огня, анонсированного минским протоколом от 5 сентября, там же, в Минске, согласовали детали перемирия и подписали меморандум. О чем договорились? О всеобщем воздержании от боевых ударов, отводе войск и создании буферной зоны на текущей линии фронта. Контролировать исполнение договоренностей будет миссия ОБСЕ, если ей обеспечат безопасность.
По словам второго президента Украины Леонида Кучмы, который представлял нашу страну на переговорах, меморандум являет собой пошаговый план действий во исполнение принятого ранее протокола о перемирии. В частности, им предусматривается прекращение применения всех видов оружия обеими сторонами, запрет наступательных действий и использования боевой авиации, а также размещения военной техники в ряде населенных пунктов Донбасса.
Каждая сторона должна обеспечить отвод от линии соприкосновения крупнокалиберного вооружения на расстояние не менее 15 км. «Таким образом, создается зона безопасности шириной не менее 30 км, — отметил Кучма. – Последний пункт — это вывод всех иностранных вооруженных формирований с территории Украины. Также предусмотрен вывод всех так называемых наемников».
… что дальше?
Насколько приблизилась Украина к миру после подписания минского меморандума? Давайте посмотрим на первые трое суток его выполнения.
Итак, день первый, 20 сентября. По заявлению СНБО, реализация нового мирного плана должна была начаться в субботу. Что мы имеем на самом деле? Мариупольцы отпраздновали День города под аккомпанемент работавшей на окраинах артиллерии. Не прекращены обстрелы населенных пунктов и позиций ВСУ. Соответственно, силы АТО отвечают огнем на огонь. Наиболее напряженная ситуация сохраняется в районе Донецка, Дебальцево, Мариуполя. На Донецком казенном заводе химических изделий в результате попадания снаряда произошел взрыв. Вроде обошлось без утечки отравляющих веществ. По данным СНБО, за первые сутки действия мирного меморандума погиб один украинский военнослужащий, семеро получили ранения.
День второй, 21 сентября. Ознаменовался «профилактическим» обстрелом более 20 населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, а также нападением боевиков на Донецкий аэропорт. Стало известно, что силы АТО занимаются передислокацией, построением оборонительных рубежей и восполнением потерь военной техники. Проводится ротация личного состава. Вторые сутки унесли две жизни украинских военнослужащих, восемь человек ранено.
День третий, 22 сентября. Картина «перемирия» не изменилась. В зоне замороженного конфликта по-прежнему горячо. Как сообщается, на территорию Украины через неконтролируемый Новоазовск продолжает поступать тяжелое вооружение и техника для боевиков. При этом, никаких данных о том, что начался масштабный исход наемников и прочих нежелательных элементов с территории Украины не поступало. Позже появилась информация о том, что началась двухсторонняя подготовка к отводу тяжелой артиллерии с боевых позиций. По данным СНБО, боевики также приступили к выполнению отдельных условий меморандума. Еще двое погибших, двое раненых.
Итого: украинская армия использует относительную передышку для укрепления обороны и возобновления боеспособности. Армия так называемых ЛНР И ДНР – для наращивания военной мощи, видимо, в контексте будущих наступательных операций. Похоже, минский меморандум всего лишь дипломатический тайм-аут с небольшими уступками, и Украина, с высокой вероятностью, приближается не к миру, а к новой фазе войны.
Хочешь мира? Готовься к войне.
Вот так и отметила наша страна Международный День мира. Весьма символически – готовясь к войне. С другой стороны, увидев масштабные шествия в Москве и Петербурге, где многие тысячи людей выступили в поддержку Украины, против военной агрессии, возможно, у многих на душе потеплело. В украинских городах столь грандиозных акций не наблюдалось, но наверняка не было ни единого здравомыслящего человека, который бы не пожелал своей стране поскорей вернуться к мирной жизни. Не номинально, а реально.
В тот же день, общаясь с журналистами, Петр Порошенко, повторил сказанное ранее перед Конгрессом США. «Наша цель – не выиграть войну, а сохранить мир…». При этом на вопрос, наступает Украина или обороняется, он заявил: «Вести войну в Донецке и Луганске исключительно военными методами невозможно… Выиграть можно только мирным путем». Правда, этому мирному пути необходима железная рука и зоркий глаз. Украина должна укреплять рубежи, армию, на случай, если «мирный план не сработает», – сказал президент.