- Депутат от «Блока Петра Порошенко» Сергей Каплин и внефракционные депутаты из межфракционного объединения «Свобода» Юрий Левченко и Андрей Ильенко обвиняют министра внутренних дел Арсена Авакова в укрывательстве коррупционных схем и требуют его отставки. На чем базируются эти обвинения?

- В конце марта СБУ провела проверку и обыск в кабинете заместителя Арсена Авакова Сергея Чеботаря, в результате которой мы узнали о множестве доказательств различных коррупционных махинаций, имеющих место в МВД. В ходе обыска также было найдено большое количество иностранной валюты и золотых слитков. Но, к сожалению, до сих пор нет четкого ответа, что это было и как это можно объяснить.

Кроме того, еще в ноябре прошлого года я лично подавал запрос относительно коррупции в Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС), главой которой тогда был Сергей Бочковский. Я получил ответ от Сергея Чеботаря, в котором говорилось, что никаких составляющих преступления не обнаружено, что ни один из приведенных в моем запросе фактов не подтвердился. А в тот момент, когда у Кабмина возникла необходимость выгодно переключить внимание общества на борьбу с коррупционерами, они провели пиарное и показательное задержание Бочковского прямо во время заседания правительства. Это и является главной причиной выдвигаемых против Авакова и МВД обвинений в укрывательстве коррупционных схем.

- В некоторых СМИ сообщалось, что обыск проводился не в кабинете у самого Авакова, а в других помещениях МВД.

- Речь идет об обыске в кабинете заместителя главы МВД Чеботаря. Однако это не снимает ответственности и с самого министра Арсена Авакова, даже если обыск не проводится непосредственно в его кабинете.

- Ранее Аваков сообщил, что стражи порядка расследуют деятельность отдельных экс-министров от партии «Свобода» в предыдущем правительстве. Прокомментируйте, пожалуйста, эти прозрачные намеки.

- На самом деле, Арсен Аваков сделал это заявление в тот момент, когда ВО «Свобода» проводила пикет под Кабмином и требовала расследования фактов коррупции в правительстве Яценюка, ранее озвученных экс-главой Госфинуслуг Николаем Гордиенко. Речь идет о 7,5 млрд. грн, которые правительство фактически украло. Власть решила обвинить в преступлениях как раз тех, кто и требовал справедливости. Сделано это было для того, чтобы перенаправить обвинения в свой адрес на кого-то другого. И это при том, что экс-министры Игорь Швайка и Андрей Мохник как раз принимали участие в пикете и выступали перед людьми у здания правительства. Этим и объясняются слова Авакова.

На самом деле, за его словами нет ни одного конкретного факта. Если он министр внутренних дел, то должен был бы каким-то образом аргументировать то, что говорит. Это яркий показатель того, что у него нет профильного образования, хотя он и занимает столь важный пост. Непрофессиональное поведение Арсена Авакова только подтверждает, что он – типичный политикан, не имеющий никакого отношения к МВД как органу правопорядка. Это свидетельствует о его уровне как министра. 

- Депутат Антон Геращенко опроверг слова экс-министра Андрея Мохника о том, что назначить Сергея Бочковского председателем ГСЧС рекомендовал именно Аваков. Из стенограммы заседания Кабмина следует, что Бочковский будто бы является креатурой экс-министра обороны Михаила Коваля и рекомендован экс-генпрокурором Виталием Яремой. На чем все же базируется заявление господина Мохника?

 - Заявление Андрея Мохника базируется на том, что он был министром экологии, присутствовал на заседаниях правительства и был непосредственным свидетелем всего происходящего. Стенограмма заседания с этой скандальной информацией обнародована не была, хотя Антон Геращенко пообещал найти ее и обнародовать. Я лично этой стенограммы не видел. Из этого следует, что у Геращенко точно такой же профессиональный уровень, как и у Авакова, – он далек от того уровня, которому должен был бы соответствовать человек, занимающий пост в МВД.

- Уволенный председатель Госфинуслуг Николай Гордиенко заявил о коррупции в правительстве на 7,5 млрд. грн. Проверка прошла, и что-то там нашли лишь на 500 млн. Яценюк все опровергает, кивая на предшественников. Все ли так безоблачно в Кабмине Арсения Петровича? Не повторяется ли история 2005 года?

- Я думаю, что то, о чем говорит Гордиенко, это лишь «капля в море» по сравнению с существующим в правительстве объемом коррупции. Но это как раз то, за что сейчас можно зацепиться. Есть заявление человека, который является профессионалом и специалистом и который ссылается на определенные факты и документы. Соответственно, правоохранительные органы должны отреагировать и провести расследование этих фактов. Собственно, поэтому в Верховной Раде и было объявлено о создании временной следственной комиссии (ВСК).

Хотя если реально взяться за изучение ситуации, то можно найти еще много подтверждений и фактов коррупции. Однако проблема в том, что эта коррупционная система в Украине создавалась десятки лет. И создавалась она так, чтобы ее было трудно ликвидировать или доказать факты чьей-либо коррупционной деятельности. Поэтому, конечно, можно цепляться за какие-то отдельные случаи, но саму систему это не изменит, – ее надо ломать. К сожалению, сегодня ни в правительстве, ни в политической палитре нынешней Верховной Рады нет желания изменять эту систему. Это вновь говорит о том, что требования Майдана и цель Революции Достоинства не достигнуты.

- По вашей риторике видно, что ВО «Свобода» заняла жесткую оппозицию к нынешней власти. Почему? Ведь после Майдана власть уже не пророссийская и, можно сказать, даже проевропейская?

 - Наша политическая сила находится в конструктивной оппозиции к действующей власти, потому что после Революции Достоинства Украина имела все возможности для осуществления «прыжка» в своем развитии. Она могла совершить экономическое чудо – побороть коррупцию и уничтожить все коррупционные схемы, которые нарабатывались десятилетиями. Вместо этого правительство Яценюка просто усовершенствовало те схемы, которые работали при режиме Януковича, и приспособило их под себя. Поэтому ВО «Свобода», как политическая сила, которая фактически была движущей силой во время Майдана, не может закрыть глаза на то, что правительство в лице премьер-министра не просто ничего не делает, а еще и ухудшает ситуацию, совершенствуя систему коррупции в нашей стране.

- Ваша политическая сила требует создания ВСК для расследования коррупционных действий в Кабмине. Ставится даже вопрос об отставке правительства. Возможный распад коалиции и досрочные парламентские выборы при нынешней ситуации Украина не выдержит. Вы согласны с таким утверждением? Может, лучше просто переформатировать Кабмин?

 - Если посмотреть на нынешнюю ситуацию, то сейчас вообще сложно понять, как спасти страну. Какие-либо анархические процессы, бунты и безвластие будут иметь катастрофические последствия для государства. На мой взгляд, в сложившейся сегодня в Украине ситуации свое веское слово должны сказать военные.

Наша армия за последний год фактически «восстала из пепла». В истории многих государств, когда наступала подобная безвыходная ситуация, военные брали на себя ответственность. Сейчас уже много офицеров среднего звена, полковников, которые приобрели боевой опыт, не понимают, что собственно происходит в стране. Почему государство выделяет огромные суммы на войну, а армию до сих пор кормят волонтеры? Почему не работает тыловая служба? Почему, пока наши солдаты и офицеры сдерживают противника на Востоке, власть не проводит реформы, не предпринимает реальных шагов к развитию экономики? Почему предпринимателей снова загоняют в угол, а олигархам создают условия для грабежа?

Если в ближайшее время в стране что-то не изменится, военные, которые уже почувствовали себя в определенной степени спасителями нации, задумаются над вопросом «Что делать?», и девиз «Никто, кроме нас» может быть реализован буквально. В современной истории этот процесс называется «военной хунтой». Если подобное произойдет молниеносно, думаю, то, что за 20 лет не смогли сделать политики, наконец-то сделают военные.

- В случае отставки кабинета Яценюка кто может претендовать на премьерское кресло? В СМИ часто вспоминается Наталья Яреско, под которую Запад может давать деньги.

- Да, на премьерское кресло претендуют и Наталья Яресько, и Владимир Гройсман. Но я считаю, что ни одна из этих фигур не имеет полноценного желания что-то реально изменить, а обслуживает те или иные политические интересы. Их назначение не принесет желаемой перезагрузки власти в стране.

- Можно ли считать события вокруг «Укрнафты» и отставку Игоря Коломойского началом войны власти против олигархов?

 - Хотелось бы в это верить. Мы четко понимаем, что нынешний президент Петр Порошенко тоже представитель олигархата. Но если проанализировать исторический опыт, то когда-то в Европе был такой процесс, когда европейские короли боролись со своими феодалами. Сегодня Украина напоминает средневековую Европу и систему феодализма, когда олигарх-феодал, который на самом деле хочет быть полноценным хозяином, пытается ограничить власть президента и вмешивается в его действия. То же самое происходило и в Европе, когда феодалы ограничивали власть короля. История показала, что в такие моменты короли опирались на широкие слои общества, находили различные, более многочисленные классовые прослойки, чем феодалы в лице мелких рыцарей, мещан и ремесленников. С помощью этих слоев они победили феодалов и поставили их под полный контроль центральной власти. Собственно, те же короли тоже когда-то были феодалами. Значит, гипотетически и олигарх может стать государственником.

Может ли Порошенко из олигарха превратиться в государственника? Теоретически это возможно. Конечно, хотелось бы, но уверенности в этом нет.

- Когда, по Вашему мнению, заработает Антикоррупционное бюро (АКБ)? И что делать с судебной ветвью власти, которая, очевидно, тормозит наказание взяточников?

 - Вопрос АКБ – сугубо конъюнктурно-политический. Его решение на самом деле зависит от политической воли всех ветвей украинской власти, в которой сегодня нет единства. Пока нет единства, до тех пор этот вопрос и будет тормозиться. Должна быть полностью реформирована судебная система - судьи должны избираться общественностью.

 - Не кажется ли Вам, что система должна меняться, прежде всего, в сознании людей? Ведь мы можем посадить самую честную верхушку, но на среднем уровне останутся те же самые чиновники и олигархи, которые и дальше будут грабить страну и ее население?

- В нашей стране сложилась уникальная ситуация. У нас есть много достойных людей, что подтвердила и Революция Достоинства. Но поскольку политическая палитра полностью представлена марионеточными политическими силами, которые зависят от олигархических структур и кланов, украинский народ снова попал в «ловушку». То есть народ уже готов, он изменился, но олигархи не дают этому процессу развития, потому что им невыгодны изменения в нашей стране.

Изменения начнутся тогда, когда власть действительно начнет борьбу с олигархами, когда будут пересмотрены условия приватизации крупных стратегических предприятий, когда будут возвращаться выведенные в оффшоры миллиарды. Вот тогда можно говорить о системных изменениях.

Понятно, что это можно осуществить только собственными руками. В той ситуации, которая сложилась в стране, это могут сделать военные. Только они могут радикальными методами решить эти вопросы.