Дзвоніть: (096) 949 28 18

Соскочить с «газовой иглы», или Энергетическую cвободу Украине!

  Неділя, 27 липня 2014. Опубліковано в Статті

Базой для развития экономики любой страны является энергетика: если с этой отраслью все благополучно, то и остальная промышленность имеет хороший шанс развиваться и процветать.

К сожалению, в энергетике Украины ситуация напряженная: собственная добыча газа составляет только 25% от потребности, нефти - 20%. О каком развитии экономики может идти речь? Утверждаю: может, если кардинально пересмотреть отношение к «хлебу промышленности», как назвал Ленин уголь.

История газовой «войны»

После распада СССР стратегическим и экономическим партнёром Украины стала Россия - потребитель с наибольшим рынком и поставщик №1 голубого топлива. До определенного времени взаимные интересы худо-бедно соблюдались. Однако в последние годы партнерством эти «отношения» можно назвать с большой натяжкой. Стратегия северного соседа - это и подписание крайне невыгодных, кабальных контрактов, и баснословные суммы «штрафа» за недобор газа и за несвоевременную оплату, и еще много чего, по-настоящему душащего экономику нэньки.

Кремль вел и ведет свою линию жёстко и агрессивно, постоянно усиливая давление по всем направлениям, к тому же ему в этом часто подыгрывают наши чиновники всех рангов, «обеспечивая» колоссальные нецелевые затраты (при этом сами они остаются не в накладе).

Предыстория имеющегося на сегодняшний день конфликта такова. До 2004 года цена на газ составляла 50 долларов за тысячу кубометров плюс оплата «натурой» за транзит. Украина купалась в дешевом газе и ни о чем не думала. Однако после Оранжевой революции, когда руководство страны обозначило проевропейский вектор развития, «льготы» для братской державы закончились.

В марте 2005-го председатель НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко предложил «Газпрому» изменить тарифы поставки газа в Европу по территории Украины: с начала 2006-го - 1,75-2 доллара за транзит тысячи кубометров на 100 километров. С ним согласились, но при условии повышения цены на газ до среднеевропейского уровня (160-170 долларов за тысячу кубометров). Пока шли переговоры, цена газа для стран Европы выросла до 220-230 долларов. Процесс затянулся и в итоге зашел в тупик: обе стороны конфликта категорически не соглашались друг с другом. Тогда «Газпром» попросту перекрыл вентиль.

Эпопея завершилась подписанием объемного договора между «Нафтогазом» и «Газпромом» сроком на пять лет. В тот момент цена за газ была зафиксирована на уровне 95 долларов за тысячу кубометров, но лишь за первое полугодие 2006-го, поскольку в документе сказано, что тариф может изменяться по взаимному согласованию сторон. И он, кстати, потом неизменно рос.

Но это перемирие было временным. Постоянные взаимные обвинения и угрозы привели к новому витку конфликта. Спустя два года Москва пошла ва-банк, решив отключить подачу газа для Украины с 1 января 2009-го. Мы ответили адекватно, прекратив транзит российского газа и заставив мерзнуть изнеженную Европу, о чем та до сих пор помнит. 19 января энергетические компании пришли к консенсусу, но вскоре страсти разгорелись с новой силой.

Прекрасно понимая, что украинская промышленность не выживет без топлива, Россия вновь взялась за старое. Так, в августе 2009-го вице-премьер РФ Игорь Сечин заявил, что Украина не получит кредит на закупку голубого топлива. Тогда на помощь пришли банки Европы, которые выделили 1,7 миллиарда долларов на эти цели.

Финансовые «инъекции», безусловно, спасли имидж, но коварство России не имеет предела. 21 апреля 2010-го Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали договор, согласно которому стоимость закупок и транзита газа через нашу ГТС снижается на 30%. При этом на 25 лет продлевается размещение Черноморского Флота РФ в Севастополе.

Апогеем газовой саги стал Майдан, который в конце 2013-го перечеркнул все соглашения с Москвой. Несмотря на то, что 17 декабря в присутствии Виктора Януковича и Владимира Путина было подписано дополнение к «Контракту на куплю-продажу, поставке объёмам и условиям транзита природного газа», Российская

Федерация пошла в решительное наступление

Оккупировав Крым, Путин объявил о денонсации харьковских договорённостей, поскольку, по его словам, полуостров стал частью России, и флот отныне располагается в своей стране. Сейчас полыхает Донбасс. Льется кровь, гибнут люди.

Все это - расплата за наше стремление к независимости и желание вступить в Евросоюз. Взбешенный Кремль, привыкший только диктовать другим условия относительно и внутренней, и внешней политики, остановиться не может.

Что делать?

Вообще-то, проблема зависимости энергетических комплексов от внешних факторов существует не только у Украины. Особенность же нашей страны в том, что мы получаем около 85% углеводородов от одного источника. По словам экспертов, зависимость энергетики, а, следовательно, и экономики государства от импортных поставок топлива является критической. Согласно международной практике, три-четыре независимых друг от друга источника импорта энергетического сырья сводят угрозу зависимости практически на нет. Однако в случае с Украиной это фактически невозможно. А практически… не нужно, поскольку мы самостоятельно в состоянии решить проблему и «соскочить с иглы».

Выход есть. Это уголь, доказанные запасы которого в Украине почти 34 миллиарда тонн, а это около 3,9% мировых запасов. «Чёрного золота» для нужд всей нашей промышленности хватит на 462 (!) года только при имеющемся уровне добычи.

Второй аспект таков. Не секрет, что многие страны перерабатывают бурый уголь (лигнит) с получением синтетического и водоугольного топлива (в 1911 году немецкий химик Бергиус получил из лингита бензин). В то же время в нашей стране этот уголь просто сжигается на ТЭС. Не по-хозяйски как-то, учитывая, что его запасы составляют 18,5 миллиарда тонн.

Но «соскакивание с иглы» заключается не столько в другом взгляде на использование полезных ископаемых, сколько в качестве антрацита и его количестве.

Байка о том, что «Донбасс кормит Украину», давно изжила себя. Статистика утверждает, что и Донецкая, и Луганская области являются дотационными. В чем следовало бы убедиться тем, кто воюет сейчас за Новороссию.

Жители западной и центральной части страны, например, уже давно изучили карту дотаций и отчислений каждого региона в бюджет, и понимают, что Донбасс уже давно тратит куда больше денег, чем получает. А государство выделяет на нужды шахтеров серьезные суммы. Но парадокс в том, что финансы из казны стабильно оседали в карманах чиновников, а «копанки» привели к возникновению черного рынка, который куда более выгоден власть имущим, чем стабильная работа отдельно взятого угледобывающего предприятия.

При должном руководстве угледобывающая промышленность страны может приносить прибыль, и именно уголь способен обеспечить энергетическую независимость Украины.

Государству следует поступить по принципу частных бизнесменов, сконцентрировав свои усилия на координации и защите отечественного производителя, и тогда показатели капиталовложений и прибыли резко изменятся по сравнению с цифрами дотаций и поступлений в бюджет от угледобывающих предприятий. Показательный пример - «СКМ», империя Рината Ахметова, где почти весь добытый уголь используется на металлургических заводах.

Что же мешает поступить так же Украине? Чтобы уголь направлялся не на черный рынок, а на предприятия. При этом доход от продажи металла или другой продукции, полученный при использовании отечественного угля, а не дорогого импортного газа, превысит капиталовложения на добычу «чёрного золота». Бюджет только выиграет. Однако это не будет гарантировать интенсивного развития промышленности.

Нужны классные управленцы

Давайте обратимся к опыту стран Европы, где, в отличие от нас, в развитии предприятий прежде всего заинтересованы топ-менеджеры.

То есть вполне реально урезать дотации шахт в два раза и при этом привлечь к руководству специалистов высокого класса, поставив перед ними задачу: сохранить добычу угля на том же уровне, что и в прошлом году. Разумеется, при хорошей зарплате кризис-менеджеру не будет резона воровать государственные деньги.

Например, с приходом на должность генерального директора Павла Цеснека «Лугансктепловоз» стал развиваться по-настоящему. Государство-собственник обеспечило завод заказами, а опытный управленец сумел не просто свести нецелесообразные растраты предприятия на нет, но и заставил ПАО работать так эффективно, что только за первый год руководства вывел показатели чрезвычайно убыточного завода в плюс.

Неужели не найдутся такие же руководители и на шахтах. Надо лишь создать им условия и заинтересовать их.

Шахтеры скажут спасибо

Если учесть, что уголь – единственный энергоноситель, которого в Украине достаточно для полного обеспечения потребностей национальной экономики, а в структуре запасов органического топлива доля угля занимает 95%, а нефти и газа – лишь 5%, можно прийти к выводу, что угольная отрасль станет тем локомотивом, который потянет за собой устойчивое развитие остальных сегментов.

И речь не только о переработке, обогащении и добыче «черного золота». В угольной отрасли остается еще много неиспользованных резервов. Это и внедрение технологии извлечения метана, и производство синтетического топлива, и перевод доменных печей с природного газа на угольную пыль.

Возможно, некоторые скептики заявят, что добываемый в Украине уголь имеет низкое качество и характеризуется высокой зольностью обогащения. Боюсь, они не знают, каким образом поступает руководство шахт: добытое «черное золото» с показателями зольности времен СССР (специалисты понимают, о чем я) «разбавляется» породой.

Своего апогея этот процесс достиг в период премьерства Януковича. Тогда одним росчерком пера угольная отрасль страны увеличила добычу на 15%, просто увеличив допустимую зольность.

Если мы решим проблему качества угля, то высвободятся колоссальные средства, которые ранее тратили на перевозку породы. А контроль над реальной зольности «черного золота» сможет перекрыть одну из самых популярных схем, которую активно использовали, затем специально подсыпанную породу убирали и продавали антрацит по уже рыночной и весьма высокой цене.

Словом, те суммы, которые государство может сэкономить на раздутых до неприличия дотациях шахтам, можно использовать, к примеру, в тяжелой или какой-либо другой промышленности. В итоге прийти к интенсивному развитию экономики государства.

Вывод простой: нашей стране крайне необходимо формировать национальную политику на основе энергетической безопасности и эффективности. И чем быстрее и эффективнее мы будем действовать, тем безболезненней пройдем скверный и порядком надоевший этап постоянного выяснения отношений с Россией. Пора уже соскакивать с «газовой иглы». Да и шахтеры только спасибо скажут.

Депутат Донецкого областного совета 6 созыва В.В.Кропачев

Матрій Андрій Кліментійович
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Создание сайтов.