Дзвоніть: (096) 949 28 18

Россия — мертвый Левиафан

  Вівторок, 20 січня 2015. Опубліковано в Статті

Трагическую картинку российской обыденности нарисовали творцы фильма «Левиафан». События картины происходят на фоне скелета морского чудовища где-то на побережье Белого моря. И заканчиваются они трагически. Главного героя необоснованно сажают в тюрьму за убийство жены, жена главного героя сводит счеты с жизнью, а их сын-подросток попадает в чужую семью работника ГИБДД, заинтересованную в государственной помощи на ребенка.

Сценарий драмы вписывается в логическую канву: «Как мы к этому докатились?». Не отвечая на вопрос «Что делать», авторы сосредоточились на «Кто виноват».

Итак, кто же:

  1. Скелет российской социально-экономической формации. Этот скелет является отрицанием всего: частной собственности, морали, любви.

Мэр города, замкнувший на себе и прокуратуру, и суд, и МВД, выигрывает у главного героя суд по поводу лакомого куска земли на берегу моря. Именно того куска земли о котором писал классик, что если Вам и пришлось родиться в империи, то свою жизнь лучше прожить на ее краю возле моря. Даже маститый московский адвокат не помогает остановить незаконную экспроприацию. И семье главного героя грозит скорое выселение из просторного дома. Скелет российского Левиафана чем-то похож на остов той рыбины, которую выловил Хэмингуэевский старик.

  1. Хэмингуэевский старик в молодости – главный герой фильма, с растрепанными волосами и грубом трикотажном свитере. Он желает жить укладом предков. Рожать детей, дышать свежим морским воздухом. Он верит в право частной собственности и возможность ее защитить (даже робко хватается за ружье). По сути, у него есть 2 реальных варианта дальше жить: а) послушать адвоката и уехать в Москву и устроиться работать гастарбайтером; б) остаться в провинции, переехав в пустующую квартиру без ремонта. В новой формации он является слабым звеном ведь в ней…
  2. Всегда действует право сильного. Поняв, что законным путем ничего не решить, адвокат избирает стратегию шантажа и угроз знакомством из высших эшелонов власти. На первых порах это приносит свои плоды – мэр идет на попятную – но потом, узнав больше от подчиненных, подстраивает избиение адвоката группой титушек.
  3. Отсутствие социальных лифтов. Единственным способом пробиться в жизни является «выйти удачно замуж и уехать в Москву». Понимая это, подружка жены главного героя (тоже работница рыбзавода) даже не осуждает ее за измену мужу. Да и муж, по- хэмингуэвски набив морду любовнику и немного подкрасив лицо жене, прощает ее.
  4. Водка. Вот тут серьезное отличие от Хэмингуэя. В его произведениях обильно пьют качественный алкоголь — вино, абсент. Сам классик любил мохито и маргариту. Авторы же Левиафана очень достоверно показывают процесс употребления банальной водки и его последствия. Водку пьют из стаканов, хрустальных рюмок, пластиковых стаканчиков. Горе и безысходность заставляет пить водку с горла. Без закуски. Водка помогает дружбе, разговору, водка действует как афродизиак, и как седативный препарат, своеобразный опиум. Но она не наполняет жизнь обитальцев фильма смыслом. Потому, что для этого есть ….
  5. Русская ортодоксальна церковь. Изображенная вздохом угнетенных россиян, сердцем бессердечного русского мира, духом бездушных порядков русской провинции. В фильме встречаются 2 представителя церкви. Духовник мэра города, перед которым мэр может чувствовать себя слабым и неопытным. И рядовой священник в деревянной хибаре. Первый требует от мэра щедрых пожертвований, а второй довольствуется мешком, вероятно, овощей. Если государственная власть в русском мире – это сосредоточение зла и насилия, то церковь – дает спокойствие и осмысленность. И перспективу как для элиты так и для угнетаемого героя фильма.

Перспектива. Что будет через 15 лет?

Уже 20 лет мы привыкли смотреть голливудские фильмы с хэппи-эндом. Я смотрел Левиафан именно с желанием после катарсиса ощутить комфорт хэппи-энда. Так хотелось ощущения победы добра и справедливости. Но его не было. Режиссер выносит хэппи-энд за кадр. Он не помещается в хронометраж. Можно только предположить что будет, если ничего не поменяется и все будет хорошо.

Отец живым выйдет из тюрьмы. Это уже хорошо. Выйдет он стариком в том же Хэмингуэевском свитере.

Сын, воспитанник работника российского ГИБДД пойдет в милицию и сам станет частью Левиафана – груды костей некогда живого обитателя морских пучин. Это и есть хэппи-энд.

Будьте здоровы!

Источник.

Северина Ганна Миколаївна
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Создание сайтов.