Осень нашей тревоги
Украина на пороге чего-то нового… мира или бесповоротной войны?
Вот и наступило время, когда Украине понадобились все ее бывшие президенты. Леонид Кучма от лица нашей страны заседает в трехсторонней контактной группе по прекращению огня на Востоке. Виктор Ющенко раздает бесплатные советы, а Виктор Янукович ну прямо позарез необходим правоохранительным органам. Кто только не давал рекомендаций у постели нашей болящей державы, но пока ей все хуже и хуже. Война разрастается как раковая опухоль. Между тем, в Администрации Президента твердят одно - вводить военное положение еще рановато. Дескать, нужно «дать время для дипломатов». Как утверждается на сайте главы государства, «ситуация сложная, но контролируемая».
Сохраняем холодные головы?
Вот некоторые цитаты из текста, опубликованного на официальном веб-портале президента.
«На спасение банды террористов со стороны Российской Федерации через неконтролируемый нами участок границы вошли колонны тяжелой техники, большие партии оружия и военнослужащие регулярных подразделений РФ…». «Аматоры-наемники вместе с кадровыми военными пытаются организовать контрнаступление на позиции наших Вооруженных Сил…». «Ситуация, безусловно, чрезвычайно сложная… Но она достаточно контролируемая, чтобы мы не поддавались панике, сохраняли холодный рассудок, здравый смысл и четкий расчет наших дальнейших действий». Об этом заявил Петр Порошенко на экстренном заседании СНБО, созванном по случаю российского вторжения.
Данное сообщение датировано 28 августа. А 28 августа - это день, когда в смертельной западне Иловайского котла безуспешно ждали помощи добровольческие батальоны, глупо и бессмысленно гибли один за другим защитники родины – преданные своей стране и преданные своими генералами. А в 150 км от этой братской могилы силами противника был захвачен Новоазовск и дан старт наступлению на Мариуполь. Но, кажется, что речь идет о двух разных странах!
Пока происходило «прямое вторжение российских войск», а донецкая земля багровела от крови… Украина и Россия «проводила консультации на уровне генштабов». В ходе данных консультаций (внимание!) обсуждались вопросы контроля госграницы и недопущения проникновения в Украину вооруженных подразделений РФ. Более того, на следующий день после экстренного заседания СНБО, там призвали не драматизировать ситуацию вокруг Иловайска. Дескать, помощь украинским военнослужащим будет передана, как только представится такая возможность!
Не будем «драматизировать», но, похоже, пока в Киеве сохраняют холодные головы, в зоне АТО их теряют. В прямом смысле слова. Тем не менее, уже в субботу, 30 августа, президент Порошенко резко поменял формат высказываний. Дело было на саммите в Брюсселе. Там глава государства ни с того, ни с сего вдруг заявил о скором прекращении огня, но попросил страны ЕС не прекращать поставки военной техники и вооружения.
"Надо остановить все и начать дипломатический формат переговоров", - заявил украинский президент. И уточнил, что Украина с Россией пока не воюет. Отношения с РФ только близки к точке невозврата. "И точка невозврата – это война", - цитирует Порошенко «Корреспондент». Вряд ли здесь можно что-то понять, но все согласились…
«Час расплаты»
В ответ на это, 31 августа, российская сторона заявила о наличии некой договоренности с Украиной о «мирном преодолении кризиса на Востоке». Следуя из подтекста заявления, сделанного Владимиром Путиным, в Украине происходит ни что иное, как расплата за «грехи февральской революции».
«Мне кажется, что это очень хороший урок для нас всех, для того, чтобы эту трагедию закончить как можно быстрее, причем мирным путем и путем переговоров, и об этом мы договаривались, кстати, с Петром Алексеевичем, и о том, чтобы никто и никогда не повторял таких ошибок, которая сейчас была совершена на Украине в ходе вооруженного захвата власти. Ведь это первопричина того, что сейчас происходит», — цитируют «РИА Новости» президента РФ.
Где засели диверсанты?
Пока в Киеве самоотверженно дискутируют с Кремлем о прекращении «чего бы то ни было», а с Евросоюзом – о предоставлении «всего чего можно», освободительная война все больше напоминает операцию по истреблению …освободителей. Об этом говорят сами украинские военнослужащие, чудом уцелевшие в мясорубке АТО, вырвавшиеся из окружения, злые, разочарованные, подавленные. Они рассказывают о предательстве своего командования, некомпетентности и халатности людей в погонах, о реальном дезертирстве штабных «звездоносцев», бросающих батальоны в кипящих котлах передовой фактически без шансов на сопротивление!
Не верить солдатам, вернувшимся с войны, сегодня нет причин. Многие из них пошли на фронт добровольно, поверив в идеалы новой власти. Немало ребят полегло, а тех, кто остался жив, не хотят даже услышать. Вместо того, чтобы устранить и отдать под трибунал штабных «диверсантов», Минобороны говорит о попытках дискредитации руководства АТО и по-прежнему утверждает, что у них все под контролем. Простите, но тогда получается, что украинские ребята каждый день гибнут под личным контролем министра обороны?
Большая украинская туманность
Тем временем, в досрочно прекратившую свои полномочия Раду внесен законопроект об отмене внеблокового статуса Украины. Вот еще один мега-парадокс: официально ВР была распущена президентом еще неделю назад, неофициально – продолжит свою работу вплоть до новых выборов, 26 октября. То есть, именно этому условно легитимному составу депутатов предстоит принять ряд судьбоносных для Украины решений. В том числе, о ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС и курсе на вступление в НАТО.
Между тем, не кроется ли здесь какого подвоха? Похоже, все будет зависеть от политической воли последователей, отмечают специалисты. Законы, принятые ВР после роспуска, могут быть оспорены, – утверждает экс-председатель ЦИК Владимир Шаповал (сообщает ЛІГАБізнесІнформ). Именно такое неопределенное положение вещей, судя по всему, и устраивает украинскую власть. Ведь эта туманность сегодня ощущается во всем. И война у нас – не война, и парламент – не парламент, и преступники – не преступники…
Но не будем критиковать власть. Там ведь тоже не боги сидят. Все имеют право на ошибки, не так ли? Тем более, что сегодня украинское государство переживает наиболее тяжкие в истории независимости испытания, и на тех, кто стоит у руля, ложится гигантская ответственность. Ученик без двойки, как солдат без ружья, – говорили учителя в советских школах. И теперь мы от этого не застрахованы: и у власти случаются «двойки» и у солдат порой не хватает ружей...
Но мы все еще верим. Украинцы хоть и протестуют, перманентно устраивая локальные майданы, требуя кадровой чистки «мундиров», но не теряют надежды на то, что им найдется достойная замена. Придут новые военачальники, и наступит мир. Придут новые депутаты, и законы заработают.
Вот Гарант пообещал в течение недели представить новый мирный план. Какова судьба старого и почему он так и не был реализован, неизвестно. Но мы верим – новый, так новый. Президент сказал, что в сентябре война закончится, и мы не сомневаемся. Когда ж еще, если не в сентябре? Теперь, наученная горьким опытом, после стольких промахов и ошибок, уж после Иловайского-то котла (!), должна же власть, в конце концов, сделать выводы и извлечь уроки? Должна непременно! А кто в этом усомнится, тот сепаратист!
От АТО до СМЕРШа…
Сегодня в СНБО обещают, что виновные в провале Иловайской операции будут наказаны. Изначально, комментируя катастрофическую ситуацию, сложившуюся под Иловайском, глава государства отметил, что ответственность за нее в значительной степени несет руководство двух подразделений, которые самовольно оставили линию обороны и «подставили» своих боевых товарищей. Но потом президент углубил свои кадровые выводы, решив пересмотреть высшее звено силовых ведомств. (Как стало известно, на сегодняшний день от руководства АТО отстранено 6 старших офицеров).
«Подчеркиваю, что государство будет применять решительные меры для того, чтобы не допустить предательства и дезертирства», - заявил Гарант. А министр обороны Валерий Гелетей тут же анонсировал создание внутри военного ведомства собственного контрразведывательного подразделения. «Для выявления и обезвреживания вражеской агентуры, фактов невыполнения боевых приказов командиров и случаев дезертирства в моем непосредственном подчинении создается специальная служба Минобороны. Она будет несколько подобной на СМЕРШ, и будет работать в первую очередь на передовой и в органах военного управления», — написал министр на своей странице в Facebook.
Что стоит за «минским меморандумом»?
И вот новые вводные. На заседании контактной группы в Минске представители ДНР и ЛНР якобы выдвинули Киеву требования признать их особый статус. По информации ряда СМИ, речь шла о широкой автономии самопровозглашенных республик в составе Украины – с правом создавать собственные силовые структуры и вести внешнюю политику. Кроме того, как сообщалось, одним из условий стала безусловная амнистия для участников ополчения и освобождение политзаключенных. Правда, потом руководство ДНР опровергло наличие подобных компромиссных предложений для Киева. Но факт остается фактом, - какими-то документами участники переговоров все же обменялись.
Удастся ли сторонам нащупать точки соприкосновения, пока неясно. А пока на фоне «дипломатического процесса» во мраке большой украинской туманности все так же продолжает говорить оружие.