«Грызня за мир»
… и розочки на предвыборном торте
Третья мировая война уже началась, - заявил Папа Римский на торжествах по случаю 100-летия с начала Первой мировой. "К новым вооруженным конфликтам приводят жадность, нетерпимость и жажда власти", - сказал понтифик. В точку сказал. Все эти разрушительные силы рвут сейчас на части Украину. Давайте называть вещи своими именами, что мы построили на гребне патриотизма за последние полгода в родной стране? Если не считать почина в возведении «великой украинской пограничной стены». А что разрушили? Ощущаете всю грандиозность разницы? Конечно, можно последовать примеру политиков и сказать – а что вы хотите? В стране война! Но тогда сразу возникает вопрос – откуда она взялась? Ведь у каждой войны есть причины. И тут мы снова возвращаемся к «жадности, нетерпимости и жажде власти».
«Страховка» для политиков
Посмотрите на новые лица избирательной кампании. Они рождены этой самой войной. А старые «фейсы» благодаря ей же обрели «вторую молодость». Теперь наряду со светилами спорта и шоу-бизнеса в парламент идут «легенды» Майдана и «звезды» АТО. Так, решил испытать себя на «законодательном фронте» лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош. А в первую десятку списка Яценюка вошли, кроме самого премьера и прочих известных политперсон, активистка Майдана и бывшая «гроза коррупции» Татьяна Чорновол, а также командир батальона «Миротворец» Андрей Тетерук и комбат «Днепра-1» Юрий Береза. Похоже, набрав рекордный «геройский состав», не слишком популярный Арсений Петрович явно перестраховался. С другой стороны, ушедшая до выборов в тень Юлия Тимошенко перещеголяла даже убедительные козыри «Народного фронта». Ее розочка на торте оказалась аппетитней. Список партии «Батькивщина» возглавила «украинская Жанна Д'арк» – плененная российскими властями летчица Надежда Савченко. Сама Леди Ю заняла скромное второе место в списке партии.
Очевидно, что политические силы в нынешнем сезоне взяли на вооружение не только тему войны, но и самых ярких ее персонажей. На новых героях АТО и Майдана старые, потерявшие привлекательность, кандидаты строят свои пиар-кампании. Не то, чтобы это было плохо, политически анемичной Украине нужна новая кровь. И если это люди принципиальные и отважные, искренне любящие свою страну, способные не только шашкой махать, но и наладить эффективную работу законодательной машины, то, как говорится, им и флаг в руки! Только вот, что тревожит - грань между патриотизмом и фанатизмом сегодня практически стерлась. Кругом одни горячие головы, а Украине, как никогда, нужен здравый смысл и доскональная экономическая стратегия.
Второй Израиль
Вот один из примеров. Как стало известно, любимец публики и журналистов бравый комбат «Донбасса» Семен Семенченко тоже идет в депутаты. При этом потенциальный парламентарий считает, что «Украина должна стать вторым Израилем». «Надо быть сильными в военной сфере. Мы должны стать вторым Израилем, нам нужен их опыт, как страны, которая постоянно воюет»,- заявил он в одном из своих многочисленных интервью, сообщают «РИА Новости».
В этом свете сама тенденция засилия военных в Раде не может не настораживать. Ведь мы все-таки стремимся к миру или как? Каковы наши истинные приоритеты? Неужели выгоды и прелести войны для отдельного контингента патриотов настолько велики, что Украине уготована участь второго Израиля?
Есть и другая сторона медали: высока вероятность того, что многие принципиально настроенные депутаты от АТО и Майдана, за счет которых собираются пролезть в Раду дискредитировавшие себя политики, получив мандаты, не станут подчиняться устоявшимся правилам игры. И тогда внутри Рады начнется то еще противостояние, поскольку подчинить бравых вояк будет не так-то просто, и они вполне могут объединиться, в отличие от амбициозных и разобщенных партийцев. Чем это обернется для страны нетрудно догадаться.
Кроме того, весьма неприятный осадок вызывает тот факт, что, несмотря на привлечение героев войны в качестве приманки для избирателей, в остальном все происходит так, будто никакой войны в помине нет. Все те же интриги и торги, спекуляции и уловки, манипуляции с общественным сознанием. Прямо как в старые добрые времена. Словно не было ни Майдана, ни небесной сотни, ни множества других павших и гибнущих прямо сейчас сотен, ни победы свободы и демократии. Будто ничего не менялось.
«Слив» евроинтеграции
И, да, все-таки это случилось. Вступление в силу триумфально подписанной в июне экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС, отложено до лучших времен. По крайней мере, в торговой его части. Отсроченное до конца 2015 года создание «углубленной и всеобъемлющей» зоны свободной торговли с Евросоюзом говорит о многом. Но мы оставим политические мотивы для таблоидов. Отметим другое. Какая искрометная, однако, ирония…
Вы помните, с чего начинался Майдан? Правильно, с Евромайдана, возникшего на волне недовольства отказом от ассоциации с ЕС. И вот, спустя год, после смены власти, массы жертв и руинизации страны, мы имеем тот же результат! Только в отличие от старого режима, который в самый последний момент усек, что Украина экономически еще не созрела для евроинтеграции, новая власть Соглашение подписала, и …окончательно развалила экономику, сделав его реализацию невозможным. Каково?! По сути, нынешний Киев, если провести аналогию, сделал все для того, чтобы быть свергнутым новым Майданом.
Почему Евросоюз отложил имплементацию ключевых положений экономического соглашения на год с лишним? Как пояснила европейская сторона, по причине бедственного состояния украинской экономики. «Никаких договоренностей с Россией относительно вопросов, где Украина будет хоть немножечко чувствовать себя неуютно, не будет», - заверили представители ЕС.
Итак, объяснение «главному разочарованию года» дано сугубо рациональное. У нашей страны действительно нет средств на подгонку национальных производств под евростандарты. Кроме того, в ЕС пообещали продлить льготный режим поставки украинских товаров на западные рынки. И у России теоретически нет оснований поставить заслон для ввоза нашей продукции на ее территорию, как было анонсировано в случае создания ЗСТ.
Собственно, это и помогло Банковой найти аргументы, чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре. Отсрочка позволит Украине отстроить экономику после войны и перестроить промышленность, - заявили в Администрации президента. И никто не пошел разбирать столицу по камешку…
…и новый статус Донбасса
Третья центровая тема после выборов и отсрочки «торговой революции», это, конечно, новый статус Донбасса. Напомним, этот мифический статус, где ЛНР и ДНР то ли получают беспрецедентную автономию в составе нашей страны, то ли превращаются в российский анклав на теле Украины, является хрупкой основой нынешнего псевдоперемирия. Украинское руководство взяло на себя обязательства решить сей деликатный вопрос взамен на режим прекращения огня. Перемирия, как мы знаем, так и не случилось. Но формат самопровозглашенных республик остается главной интригой последних дней.
Высказывается несколько сценариев развития событий. Первый: данный компромисс - это раздел страны в обмен на мир. В частности, так считают бойцы некоторых добровольческих батальонов и в ответ обещают «всплеск партизанской войны». Есть и другой сценарий: в нем ДНР и ЛНР остаются в составе Украины и играют роль геополитического стоп-крана. О подобной модели, к примеру, пишут западные аналитики. Украина может забыть о европейском будущем с «особым статусом» Донбасса, считает британское издание The Economist.
По версии издания, самоуправляющиеся территории получат возможность блокировать любое интеграционное решение Украины. Таким образом, регионы с особым статусом станут очагами дестабилизации, рычагами давления, поскольку едва ли впишутся в национальную концепцию развития страны. С помощью этого центра влияния будет осуществляться контроль за геополитическим курсом Украины, и в этом случае наша страна может забыть о независимости.
За глухим забором
Тем не менее, позиция украинских властей на сегодня вполне оптимистична. По крайней мере, Рада пока не собирается признавать восточные территории «временно оккупированными», как в случае с Крымом. Руководство страны рассчитывает на то, что часть Донбасса может стать «тихим гетто», которое будет самостоятельно распоряжаться собственными средствами и, таким образом, получив бразды правления и поварившись в собственном соку, постепенно вернется в лоно родины.
Комментируя особый статус, президент Порошенко говорил о временном порядке с расширением прав местного самоуправления, подчеркивая, что речь идет не о федерализации, а о разумной децентрализации власти. «Всем, кто обеспокоен содержанием и сутью специального закона об особом статусе для некоторых районов Донецкой и Луганской областей, — никакой опасности для территориальной целостности и суверенитета Украины, никакой угрозы для независимости в нем нет», — сказал он.
По словам Порошенко, местные общины получат лишь больший объем полномочий в вопросах, касающихся непосредственно жизнедеятельности данного региона. В частности, они смогут самостоятельно решать, какой язык использовать, какие культурные события отмечать, как тратить деньги из местного бюджета, поскольку большинство средств будет оставаться на местах.
В то же время, как заверил президент, общегосударственные вопросы по-прежнему будут решаться Киевом. «Главные вопросы государства — международная политика, безопасность, стратегические пункты и направления развития — будут в руках центральных органов власти», — отметил он. А советник президента, небезызвестный Юрий Луценко добавил, что в законе об особом статусе будет прописана возможность добровольного финансирования этих территорий как Украиной, так и Россией. «Они должны платить за все сами, если это особый статус, но это деньги собственно заработанные, а также предоставленные по доброй воле Киевом и Москвой», - пояснил он.
Напомним, как сообщалось, особый статус получит треть территории Донбасса, контролируемая боевиками. Таким образом, будет создана "специальная зона" в составе целостной Украины. «Минский протокол означает, что Украина является целостной. Даже временно неподконтрольные нам районы «лугандона» все равно являются частью Украины. Граница становится нашей, и мы должны изолировать эту специальную зону, взять ее под контроль, в том числе, инженерными сооружениями, и предложить им соревноваться не только оружием – уровнем жизни», - заявил Юрий Луценко.
Другой вопрос – устроит ли такая постановка вопроса саму «спецзону»? В любом случае, полемика вокруг «особого статуса», наверняка, будет продолжаться. И велика вероятность того, что в качестве крайних аргументов будет звучать оружие.